Социальный кошелек: новый шаг к улучшению жизни казахстанцев

Социальный кошелек в Казахстане стал объектом обсуждения среди экспертов и общественности, которые поднимают вопросы о его доступности и необходимости повышения цифровой грамотности. Эксперт Айман Жусупова отметила: "Стабильная работа кошелька возможна при наличии интернета, а он у нас не везде доступен", указывая на проблемы, с которыми могут столкнуться пенсионеры и социально уязвимые слои населения. Внедрение пилотных проектов по бесплатному питанию и предоставлению лекарств уже начато, однако дальнейшее развитие требует внимания к техническому обслуживанию и поддержке пользователей. В Министерстве цифрового развития подчеркивают, что социальный кошелек будет расширяться и интегрироваться с другими мерами государственной поддержки.


2 просмотры

Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".

В рамках специального проекта мы рассматриваем будущее Казахстана, включая реформы Президента, мировую обстановку и глобальные тренды, которые могут повлиять на жизнь каждого гражданина.

В прошлом году в стране был принят Социальный кодекс, который стал основой для разработки Социального кошелька. Этот цифровой проект направлен на упрощение, доступность и безопасность получения мер государственной поддержки для казахстанцев, как финансовых, так и нефинансовых.

Предыстория Социального кошелька

Согласно Конституции, Казахстан позиционирует себя как социальное государство. Более 4 миллионов граждан получают социальные выплаты, а в стране существует около 40 видов социальной помощи. В условиях цифровизации необходимость в адресной и проактивной поддержке стала очевидной.

Идея внедрения Социального кошелька была озвучена Президентом Касым-Жомартом Токаевым в 2020 году во время пандемии, когда многие казахстанцы столкнулись с трудностями в оформлении банковских счетов для получения государственных выплат.

"Следует принять меры по цифровизации социальных платежей. Для этого нужно внедрить цифровой социальный кошелек гражданина, а также создать соответствующую товаропроводящую систему", - отметил Глава государства в своем Послании от 1 сентября 2020 года.

Работа над проектом затянулась, и Президент вновь напомнил о нем в 2022 году на заседании правительства, подчеркивая необходимость проактивной социальной поддержки.

"Правительству необходимо перейти на проактивный формат социальной поддержки, сделав ее более адресной... Поручаю правительству до конца года запустить Цифровую карту семьи и внедрить социальный кошелек", - добавил Токаев.

Запуск Цифровой карты семьи в пилотном режиме начался в сентябре 2022 года, что позволило гражданам получать социальную помощь без обращения в органы.

Текущий статус Социального кошелька

Как сообщили в Министерстве цифрового развития, социальный кошелек изначально планировался как проект государственно-частного партнерства на базе системы мгновенных платежей Национального банка. Однако изменения в архитектуре проекта помешали его реализации в части зачисления денежных выплат.

"Однако из-за неоднократного изменения архитектуры проекта системы мгновенных платежей, реализация проекта в части зачисления гражданам монетарных выплат через социальный кошелек в рамках государственно-частного партнерства не состоялась", - проинформировали в министерстве.

На текущий момент в рамках Социального кошелька реализованы два пилотных проекта, запущенных в Астане:

  • Бесплатное и льготное питание для отдельных категорий обучающихся в общеобразовательных школах;
  • Предоставление лекарственных средств отдельным категориям граждан.

В этих проектах используются ваучеры, которые зачисляются на социальные кошельки целевых категорий граждан и могут быть использованы для получения госуслуг. Это обеспечивает прозрачность и исключает возможность коррупции.

Пилотные проекты интегрированы с информационными системами министерств просвещения и здравоохранения, а также приложением eGovmobile. Министерство уверяет, что персональные данные пользователей защищены.

Фото ©️ / Алихан Сариев

В 2024 году планируется расширить пилотные проекты на другие регионы Казахстана. Например, проект по предоставлению лекарств будет запущен в нескольких областях, а пилот по бесплатному питанию - в школах Шымкента и Мангистауской области.

Дополнительно разрабатываются новые проекты, включая:

  • Перечисление средств для закупки технических средств реабилитации для лиц с инвалидностью;
  • Услуга инватакси для лиц с ограниченными возможностями;
  • Адресная помощь социально уязвимым слоям населения при покупке продуктов питания.

Социальный кошелек соответствует всем требованиям к электронным платежным системам и планируется его защита от банкротства финансовых организаций.

"Средства, начисленные на социальный кошелек в виде монетарной меры государственной защиты, можно перевести в любые банки второго уровня Казахстана. Также есть возможность обналичить их через банкоматы казахстанских банков", - добавили в министерстве.

Фото ©️ / Турар Казангапов

Будущее проекта

Планируется дальнейшее расширение функционала Социального кошелька, включая новые меры государственной поддержки. В настоящее время разрабатываются сценарии предоставления скидок и льгот для граждан, получающих помощь через социальный кошелек.

"Формирован проект реестра мер государственной поддержки физическим лицам и субъектам предпринимательства. После утверждения начнется работа по переводу данных мер в госуслуги и их автоматизации", - сообщают в министерстве.

Также существует возможность синергии с проектом цифрового тенге, который уже запущен в тестовом режиме. Социальный кошелек может стать платформой для открытия цифровых счетов.

Тем не менее, проект сталкивается с рядом проблем, включая:

  • Необходимость в стабильном интернет-соединении;
  • Отсутствие смартфонов у части населения, особенно среди пенсионеров;
  • Низкий уровень цифровой грамотности у социально уязвимых слоев населения.

Эксперт подчеркивает важность технической поддержки пользователей и предоставления информации о том, как избежать мошенничества. Необходимы альтернативные варианты для тех, кто не может освоить приложение.

Подготовил Эльдар Нуруллин.

Похожее