С 2026 года таксисты и курьеры в Казахстане перестанут быть ИП

С 2026 года таксисты в Казахстане утратят статус индивидуальных предпринимателей. Новые налоговые изменения повлияют на структуру платежей и тарифы.


5 просмотры

С 2026 года в Казахстане таксисты и курьеры, работающие через приложения и интернет-платформы, будут исключены из числа индивидуальных предпринимателей (ИП). Это изменение вступит в силу в рамках нового Налогового кодекса.

По словам Ерканата Шынбергена, руководителя управления администрирования специальных налоговых режимов Комитета госдоходов, сейчас операторы таких платформ, как "Яндекс", InDrive, Glovo и Wolt, удерживают и перечисляют социальные платежи за своих работников. Однако с 1 сентября 2024 года статус индивидуального предпринимателя для этих категорий будет отменён, и они будут учитываться как физические лица.

"Те, кто сейчас применяет специальный налоговый режим, они ИП. С нового года они будут сниматься с учёта и учитываться как физические лица", — отметил Шынберген.

Кроме того, изменится структура налоговых платежей. Сохраняется единый тариф в размере 4 процентов, однако из него исключается индивидуальный подоходный налог (ИПН). Вместо этого вводятся обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР), которые также будут удерживаться операторами платформ.

Справка: ИПН — это налог, который платят физические лица со своих доходов (зарплата, доход от бизнеса, гонорары и др.).

"В новом Налоговом кодексе также — 4 процента соцплатежей удерживаются платформой, допустим, по таксистам. По итогам месяца оператор перечисляет их в фонды. Такой же механизм сохраняется. Сейчас им пользуются порядка 118 тысяч человек по всему Казахстану", — уточнил глава управления.

Что будет с ценами?

Хотя формально налоговая нагрузка не увеличивается, ставка остаётся прежней — 4 процента, то на практике стоимость поездок и доставки может измениться. Это зависит от действий самих водителей, курьеров и платформ:

  • исполнители могут требовать повышения тарифов, если посчитают, что "чистыми" получают меньше;
  • агрегаторы могут корректировать цены, чтобы удержать водителей и курьеров;
  • в городах с низкой конкуренцией любое повышение может быстрее отразиться на стоимости для клиента.

Недавно Министерство нацэкономики Казахстана опубликовало проекты постановления правительства, которые содержат списки видов деятельности, которые не смогут работать по упрощённой системе налогообложения с 2026 года, а также перечень видов деятельности, для которых разрешено применение специального налогового режима для самозанятых. В него вошли 46 видов деятельности.

Похожее