- ноябрь 01, 2025

Министр транспорта Казахстана Нурлан Сауранбаев отметил, что ожидания граждан о "дешёвых лоукостерах без ограничений" не соответствуют реальной модели работы бюджетных авиакомпаний. Он объяснил, почему стоимость билетов продолжает расти даже в сегменте лоукостеров, а также обсудил важность овербукинга и необходимость балансировки интересов пассажиров и авиабизнеса.
Сауранбаев подчеркнул, что Казахстан открыл рынок для новых авиаперевозчиков, включая лоукостеры. Тем не менее, низкая цена билета зависит от множества факторов, таких как время покупки, экономическая модель и дополнительные услуги. Министр отметил:
"Мы приняли институциональную реформу с точки зрения того, что это рынок либерализованный. Это рынок, и нам надо его расширять. То, что к нам лоукостеры приходят, — пожалуйста, заходите, это рынок свободный".
По его словам, при раннем бронировании стоимость билетов у казахстанских лоукостеров может быть весьма привлекательной. Например, билет из Астаны в Алматы можно приобрести за 15 тысяч тенге, что эквивалентно 30 долларам за тысячу километров.
Сауранбаев также напомнил, что модель лоукостера включает жёсткие правила и необходимость оплаты дополнительных услуг, что часто противоречит ожиданиям пассажиров. Он отметил:
"Он заманивает ценой билета, а любые дополнительные функции — это экстрастоимость. А у нас говорят: купили в лоукостер билет, потом хотят дополнительные функции бесплатно".
Обсуждая овербукинг, министр пояснил, что эта практика является нормой на международном уровне и напрямую влияет на стоимость билетов. Он сообщил:
"Когда авиакомпания овербук делает — это статистика: у самолёта опаздывают от 5 до 15 процентов пассажиров. Самолёт летит без них. Если мы овербук запрещаем, он эту стоимость должен в цену билета заложить. Если хотим дешёвую цену — мы должны овербук делать".
Государство, по словам министра, укрепляет защиту прав пассажиров, однако это может снизить гибкость авиакомпаний.
"Мы порядка пяти правовых актов ввели в части защиты прав потребителя. Но защита пассажиров сужает гибкость выгоды для авиакомпаний".
Вице-министр транспорта Талгат Ластаев добавил, что в мировой авиации границы между лоукостерами и классическими авиакомпаниями давно размыты. По его словам:
"Глобальная тенденция идёт к тому, что нет чисто классических компаний и нет лоукостеров. Элемент, когда покупают кресло в салоне, — это элемент лоукост-компании".
Он подчеркнул, что все казахстанские авиакомпании используют смешанные модели и конкурируют друг с другом на одних и тех же маршрутах, что заставляет их устанавливать сопоставимые тарифы.
"Чистых лоукостеров в мире практически не осталось. Совершенно изменился авиабизнес".
Сауранбаев также ответил на замечание о том, что цены на билеты у лоукостеров и традиционных авиакомпаний не отличаются даже при раннем бронировании. Он предложил совместно сверить данные после брифинга, подчеркивая, что согласно их анализу, стартовые цены у лоукостеров действительно ниже.
В свете недавних заявлений депутатов о высоких ценах на билеты лоукостеров в Казахстане, министр транспорта призвал к пониманию особенностей работы авиакомпаний и необходимости балансировки интересов всех сторон.