- октябрь 22, 2025

Хирург-резидент, руководитель общественного фонда Medsupport.kz Ботагоз Каукенова рассказала о проблемах казахстанских резидентов и проснулась знаменитой. Это авторская колонка для Tengri Health - обратная связь с читателями, которые не скупились на комментарии.
После публикации, которую, кажется, прочитали все врачи, я ожидала любой реакции. Думала, что мне влетит на работе. Что меня отчитают в университете. Да мало ли, могли даже уволить. Образно говоря, я ждала, что мой портрет в ковбойской шляпе с надписью "разыскивается" повесят в местном салуне, но вместо этого получила волны поддержки от всех врачей, которых знаю.
Этого (чего ещё я, наивная, хотела) не скажешь о комментариях под публикацией. Думаете, мы их не читаем? Конечно, читаем. И еще больше убеждаемся, что, видимо, всё-таки нужно уходить из медицины.
"Вы знали, куда шли", "все врачи тупые", "пересажать вас всех надо" - эти абсолютно одинаковые комментарии годами звучат где-то на периферии нашего сознания. Читала я их и в соцсетях под моей статьей.
Мы к ним уже привыкли и научились не обращать на них внимание. Меня не удивить тем, что большинство людей вне медицины абсолютно не понимают, как работает система здравоохранения, козлами отпущения которой становятся рядовые врачи.
Я знаю, что пациенты обозлены, потому как практически у каждого есть негативный опыт взаимодействия с медициной. Я всё могу понять. Но всё же некоторые комментарии заставили мои брови поползти вверх.
Скриншот из Instagram под публикацией интервью Ботагоз Каукеновой
Всё обсуждение в итоге свелось к деньгам: "Много ты хочешь, дорогуша, сначала покажи и докажи". Почему я должна что-то доказывать и оправдываться? Да, я говорила в интервью про низкие зарплаты резидентов и молодых врачей, но ведь не в этом суть, точнее, не только в этом.
Давайте разберёмся, почему терять врачей невыгодно в первую очередь системе здравоохранения и медицине.
Чтобы вырастить с нуля одного врача даже самой базовой комплектации, требуется неимоверное количество времени и денег. Можем разобрать на моем примере. Я окончила школу в 2010 году с "Алтын белгi" и поступила в Назарбаев Университет. Да, обучение здесь стоит дороже, чем в других вузах, но мы же разбираем мою историю.
Один год foundation - подготовительной школы, четыре года бакалавриата по специальности "биология", четыре года медицинской школы, пять лет резидентуры. В общей сложности 14 лет и десятки тысяч долларов, которые государство потратило на моё обучение.
Теперь я начинающий хирург, хотя мне, на минуточку, уже 34 года. Я выхожу на работу окрылённая: "Вот! Наконец! Я хирург!" И получаю первую заработную плату… 247 тысяч тенге.
Я хочу заработать чуть больше и беру дежурства сутки через сутки. Знаете, как это работает? В 7:30 утра в понедельник ты приходишь в больницу, а в шесть вечера во вторник уходишь. Одну ночь ты дома. И опять по кругу. Получается, ты пашешь 30 часов и даже больше. И не просто работаешь - оперируешь!
Скриншот из Instagram под публикацией интервью Ботагоз Каукеновой
Вы хотите, чтобы вас оперировал врач, который не спал больше суток?
А такое возможно, потому что хирургов не хватает. Потому что молодежь смотрит на то, что происходит в больницах, и думает: "Да ну его в баню. Лучше пойду в диагностическую специальность". Но я, как видите, решила попробовать. Как вы думаете, на сколько лет такой работы меня хватит?
Да, я должна буду три года отработать в госклинике свой грант. Положенную "лямку" я дотяну, долг родине отдам. А потом как-нибудь без меня: я не хочу в 40 лет умереть от инфаркта, а это, увы, наша реальность. Так какие же есть варианты:
Итог один: государственная больница потеряет хирурга, а само государство - все свои вложения. И это не единичный случай - их сотни, если не тысячи по стране! А последствия? Пациенты не получают качественной помощи и ещё больше жалуются на здравоохранение и врачей. Отношения между ними накаляются, и все меньше молодежь рвётся поступать в медицинский.
Потому что мы видим, что практически сразу после школы можно сесть на ресепшен бизнес-центра или фитнес-клуба и получать зарплату больше, чем врач, и не отвечать головой за жизнь пациента. Ты не ковыряешься в кишках человека, стоя по десять часов на одном месте.
Скриншот из Instagram под публикацией интервью Ботагоз Каукеновой
Нет, ты всё равно решаешь попробовать и выбираешь другой путь. Жертвуешь своей молодостью, чтобы иметь привилегию помогать людям, лечить их. Но в конце концов все твои благородные амбиции разбиваются о бытовуху. Сидеть и отрицать, что деньги не влияют на жизнь и качество медицинской помощи, - или лицемерие или слабоумие. Выбирайте, что вам ближе.
Ладно бы это писали только люди, которые далеки от медицины. Больше всего меня поразили врачи, которые стали оставлять комментарии из серии: "Когда мы были резидентами, работали бесплатно и не жаловались. Ну что за молодежь пошла?!" Посмотрела профили некоторых: чуть старше или мои ровесники. Молодые врачи. Но даже они не поняли, что в интервью я хотела сказать вовсе не про деньги. А про то, в какой… хм… яме находится наша медицина.
Скриншот из Instagram под публикацией интервью Ботагоз Каукеновой
И когда кто-то из врачей начинает тянуть одеяло на себя и поучать: "Сначала дорастите, пройдите через всё, простите, г***о, через которое мы уже прошли, а уж потом..."
Эти слова не про вашу стойкость. Они про вашу слабохарактерность и приспособленчество. Вы превратили профессиональное выгорание и складывание лапок в традицию и норму - и еще гордитесь этим. Извините, это не мой путь.
Хорошие врачи не пропадут. Они найдут где работать. Не надо нас жалеть. Подумайте о том, что ждёт нашу медицину.
Пока вы считаете деньги врачей, бьёте их, пытаетесь посадить за решётку, молодые уходят из профессии. Старшие уезжают. Энтузиастов, людей, которые обожают свою работу настолько, что готовы жить в больнице, становится всё меньше. И их не растянешь на весь Казахстан. Мы уже видим, как пациенты ждут госпитализацию месяцами и ищут квалифицированных специалистов. Что будет дальше?
Пишу я не для того, чтобы пожаловаться. Просто хочу поставить вас перед фактом. Это наше общее будущее. Никто не придет нас спасать.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора