- август 27, 2025

Автокредитование в Казахстане за последние годы значительно развилось и стало важной частью финансовой жизни граждан. По данным Первого кредитного бюро, к началу 2025 года в стране было выдано 591,2 тысячи автокредитов, что соответствует 559,2 тысячи действительных заемщиков. Это говорит о том, что некоторые граждане берут несколько кредитов для покупки автомобилей.
Для сравнения, в 2022 году было оформлено 107,2 тысячи договоров автокредитования на сумму 832,1 миллиарда тенге.
В 2024 году 70 процентов автокредитов выдали банки, а остальные — микрофинансовые организации. В последние месяцы года наблюдался рост интереса к автокредитам: в октябре было куплено 23,4 тысячи автомобилей, в ноябре — 23,5 тысячи, а в декабре — 26,7 тысячи. В среднем ежемесячно оформлялось 19 тысяч автокредитов.

Всего в 2024 году на учёт было поставлено почти 1,7 миллиона легковых автомобилей, из которых 13,6 процента были куплены в кредит. Для сравнения, в 2020 году этот показатель не превышал 10 процентов.
В первом квартале 2025 года общая сумма автокредитов достигла 481,7 миллиарда тенге, что на 19,2 процента больше, чем за аналогичный период 2024 года (с учётом инфляции рост составил 9 процентов). В январе – марте 2025 года автокредиты оформили 54,8 тысячи человек.

Автокредиты в Казахстане предлагают 10 банков, из которых семь входят в число крупнейших кредиторов. Заём можно оформить как на новые, так и на подержанные автомобили (обычно не старше 7-8 лет). Шесть банков предлагают возможность оформления автокредита онлайн, что позволяет избежать посещения отделения.
Четыре банка — Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, ForteBank и Евразийский Банк — участвуют в программе льготного автокредитования, где можно приобрести новое авто отечественной сборки с процентной ставкой до 4 процентов, а годовая эффективная ставка (ГЭСВ) не превышает 7,5 процента.
Согласно условиям программы, стоимость автомобиля не должна превышать 15 миллионов тенге, а максимальный срок займа составляет семь лет.

Помимо льготного автокредитования, также существует обычное автокредитование. В 2024 году ГЭСВ по залоговым займам, включая автокредиты, была снижена с 40 процентов до 35 процентов. Например, средняя эффективная ставка по автокредитам в начале 2024 года составляла 22,8 процента, а к декабрю она снизилась до 15,5 процента. У микрофинансовых организаций ставки также уменьшились, но остаются высокими: с 42,5 процента до 34,1 процента.

Общий портфель автокредитов в Казахстане на конец марта 2025 года составил 3,9 триллиона тенге, увеличившись на 7,6 процента с начала года. Доля автокредитования в общем портфеле розничных кредитов составила 15,6 процента против 14,9 процента на начало года.

С января 2025 года по 31 декабря 2026 года на автокредиты не распространяется требование по соблюдению коэффициента долговой нагрузки. Это значит, что при подаче заявки на кредит с первоначальным взносом от 50 процентов (или от 30 процентов для автомобилей старше трех лет) не учитываются обязательства по другим кредитам.
Также действует государственная программа льготного кредитования с общим финансированием в 82 миллиарда тенге. Программа рассчитана на 20 лет и основана на "револьверном" кредитовании: средства, поступающие от погашения кредитов, будут использоваться для новых автокредитов.
С момента запуска программы в 2015 году было приобретено 36,6 тысячи новых легковых автомобилей отечественного производства на сумму 218,6 миллиарда тенге, что в 2,7 раза превышает выделенные средства.
По данным Бюро национальной статистики Казахстана, на начало июня 2025 года в стране было зарегистрировано почти 5,5 миллиона легковых автомобилей, что на 7,8 процента больше по сравнению с началом года. Из них 6,6 процента составляют автомобили возрастом до трех лет, что выше, чем в начале года (6,4 процента).
Для сравнения, в начале 2024 года доля легковых автомобилей возрастом до трех лет составляла 6,1 процента. Доля автомобилей возрастом от трех до семи лет также возросла с 15,5 процента до 16,5 процента с начала года.
Спрос на автокредиты продолжает расти, а условия становятся более доступными. В начале 2025 года стартовали совместные программы банков с автосалонами, где автодилеры субсидируют часть процентной ставки по займам на автомобили, что приближает их условия к льготному автокредитованию.
Таким образом, улучшение условий, цифровизация процессов и активное участие банков, МФО и государства делают покупку автомобиля более доступной для многих казахстанцев. При сохранении текущих трендов, автокредитование имеет все шансы стать важным драйвером потребительского кредитования в Казахстане.