- ноябрь 01, 2025

В Казахстане частные школы оказались в центре скандала, связанного с махинациями и "серыми" схемами, что привлекло внимание к проблемам в системе образования в целом. После выявления нарушений правительство приняло решение о лишении частных школ государственного финансирования. Однако, действительно ли проблема заключена только в частных учебных заведениях? Или же корни проблемы лежат глубже, затрагивая и государственные школы?
В 2020 году в Казахстане была внедрена система подушевого финансирования, согласно которой финансирование школ осуществляется не на уровне учреждения, а на основе количества учащихся. Это должно было привести к более справедливому распределению бюджетных средств, покрывающих расходы на обучение, интернет и ремонт учреждений. Однако, как показывает практика, система не смогла избежать злоупотреблений.
Вице-министр образования Бибигуль Асылова в 2018 году утверждала, что пилотные проекты в государственных школах показали их профицит.
Тем не менее, по мере роста числа частных школ (в 2023 году их стало 890) и увеличения бюджетных расходов на образование (с 13 до 248 миллиардов тенге), начали появляться сообщения о случаях "гонки" учеников из одной школы в другую ради получения дополнительных бюджетных средств.
Министерство финансов провело аудит частных школ, который выявил следующие нарушения:
В результате проверок было установлено, что некоторые школы существовали исключительно для заработка на бюджете, а нарушения могли происходить с ведома чиновников, закрывающих на это глаза.
Параллельно с частными школами, аудит показал, что в государственных учебных заведениях также существуют серьезные проблемы. В Алматы было проведено исследование более 30 государственных школ, которое выявило нарушения на сумму 31 миллиард тенге. Из них 9,5 миллиардов – это неэффективное использование бюджетных средств.
Основные нарушения в государственных школах включали:
По словам депутата Мажилиса Ирины Смирновой, иногда государственные и частные школы действуют совместно, что приводит к двойному финансированию. Например, если госшкола получает деньги на основе количества учеников на начало учебного года, часть из них может быть "переведена" на бумаге в частную школу, при этом оставаясь учиться в той же госшколе.
"Такое невозможно без ведома чиновников", – подчеркивает Смирнова.
Ситуация в сфере образования в Казахстане демонстрирует, что проблемы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств затрагивают как частные, так и государственные школы. Сложно однозначно оценить, какая из систем лучше. Частные школы могут предложить более высокий уровень образования, но и они не свободны от махинаций. Государственные школы, несмотря на автоматическую чистоту, также имеют свои недостатки.
Выходит, что основная проблема заключается не в форме собственности, а в системе управления и контроле за расходованием бюджетных средств. Пока существуют лазейки, как для частных, так и для государственных школ, они будут использоваться для извлечения выгоды из государственного бюджета.