Надзор за микрозаймами в Казахстане: что нужно знать гражданам

В Казахстане обсуждается передача надзорных функций в микрофинансовом секторе обязательным саморегулируемым организациям, что может изменить работу отрасли. Эксперт Юрий Ли отметил, что существующая система надзора перегружена жалобами и не справляется с проблемами. По его словам, "в идеале такая схема и правда могла бы разгрузить госорган и навести порядок на рынке", однако необходимо очень взвешенное внедрение. Ли также выразил опасения по поводу конфликта интересов и недостаточной ответственности сотрудников СРО.


0 просмотры

В Казахстане происходит значительная реформа системы контроля за микрофинансовым рынком. Финансовый регулятор планирует передать часть своих надзорных функций саморегулируемым организациям (СРО), что может кардинально изменить работу отрасли. Эксперт Юрий Ли объясняет, как такая модель повлияет на рынок.

Юрий Ли

На середину 2025 года в Казахстане функционирует 899 микрофинансовых организаций и 197 коллекторских агентств, а общий портфель МФО составляет 3,2 триллиона тенге. Почти две трети этих организаций уже подвергались санкциям со стороны регулятора. В результате мошеннических схем пострадали около 400 тысяч казахстанцев.

Нагрузки на регулятора

Юрий Ли отмечает, что масштаб рынка и количество нарушений показывают, что существующая система надзора испытывает значительную нагрузку.

"Рынок микрофинансирования растет, и вместе с ним увеличивается количество нарушений. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка не справляется с потоком жалоб и не всегда успевает решать проблемы вовремя. Почти две трети всех МФО в стране уже сталкивались с санкциями, и открыто множество уголовных дел, связанных с мошенническими схемами".

Регулятор ищет новую модель, которая позволит быстрее реагировать на нарушения.

"Глава АРРФР Мадина Абылкасымова сообщила о планах внедрения двухуровневого надзора с созданием обязательных саморегулируемых организаций, признавая, что самостоятельно обеспечить порядок на рынке уже невозможно".

Новая система контроля

По плану, каждая СРО станет промежуточным уровнем контроля, имеющим право устанавливать отраслевые стандарты и проводить проверки.

"Создаются профильные СРО для каждого сегмента рынка. Членство в СРО станет обязательным: чтобы работать, необходимо вступить и платить взносы. Взамен СРО будет контролировать соблюдение стандартов и проводить проверки компаний, как по поручению агентства, так и по своим основаниям. В случае нарушения СРО сможет применять санкции, вплоть до исключения из своих рядов".

Ли также упоминает, что СРО будут получать большую часть жалоб от клиентов, за исключением случаев, которые рассматривает финансовый омбудсмен.

"Если все будет реализовано взвешенно и продуманно, такая система действительно может разгрузить госорган и навести порядок на рынке".

Проблемы дублирования норм

Однако Ли подчеркивает, что законопроект не устанавливает чётких требований к стандартам, что может привести к правовым проблемам.

"Стандарты, которые разработают СРО, скорее всего, будут дублировать существующие законы. Это создаст механизм двойной ответственности, и МФО могут наказываться дважды за одно и то же нарушение".

Эксперт указывает на текущие несогласованности в санкциях и различия в ответственности между МФО и коллекторами.

Конфликт интересов

Ли также выражает опасения по поводу состава будущих СРО, где значительная часть членов может быть бывшими сотрудниками МФО.

"СРО будет контролировать своих же участников, что может привести к формальному надзору. Есть риск, что СРО станет 'любящим родителем' для 'нерадивого ребенка'".

Он приводит примеры конфликтов интересов, которые могут снизить эффективность проверок.

"Представьте, инспектор СРО проверяет компанию, где сам работал или у него есть родственники. Это создаёт многослойный конфликт интересов".

Ответственность СРО

По мнению эксперта, при передаче полномочий СРО необходимо усилить ответственность.

"Механизмы ответственности прописаны слабо. Инспекторы СРО не считаются 'коррупционерами', так как не попадают под определение 'коммерческого подкупа'. Нужно наделить их статусом лиц с контрольно-надзорными полномочиями".

Ли также считает, что ответственность должна распространяться и на сами СРО.

"Необходимо предусмотреть специальную административную ответственность для СРО и регулярные проверки их деятельности".

Необходимость открытых рейтингов

Для устойчивой работы системы необходима максимальная прозрачность.

"Прозрачность — лучший антисептик против злоупотреблений. СРО должны публиковать информацию о своих членах: качество кредитного портфеля, количество жалоб и результаты проверок".

Это поможет клиентам ориентироваться на рынке и стимулировать компании к более чистой работе.

Оставшиеся пробелы

Ли подчеркивает, что реформа не охватывает важные аспекты, такие как полномочия финансового омбудсмена и регулирование нелегального микрокредитования.

"Существуют важные вопросы относительно статуса финансового омбудсмена и отсутствие мер для борьбы с нелегальным микрокредитованием".

По его мнению, это приводит к многомиллиардным убыткам и закредитованности казахстанцев.

Похожее