Токаев критикует соцподдержку в Казахстане: помощь или иждивенчество?

Социальные выплаты в Казахстане — это не просто финансовая поддержка, а настоящая битва между помощью и иждивенчеством. Как найти золотую середину, чтобы деньги работали на будущее, а не просто латали дыры в бюджете? Погрузитесь в обсуждение, где каждая тенге может стать вкладом в экономический рост или же стать оковами для тех, кто ждет подачек.


4 просмотры

Президент Казахстана подверг критике устаревший подход к социальным выплатам, включая введение специальных статусов, таких как "неполная семья", что связано с увеличением числа разводов.

"Мы сами поощряем лень и иждивенчество. А зачем работать, когда можно получать выплаты, в том числе адресную социальную помощь, чуть ли не на каждого члена семьи?" - отметил Касым-Жомарт Токаев.

Искусственно завышенные социальные льготы отвлекают значительные средства от реального развития, таких как строительство школ, больниц и транспортной инфраструктуры.

Согласно проекту республиканского бюджета на 2026 год, расходы составят 27,7 триллиона тенге, из которых на социальные нужды будет выделено около 10,7 триллиона тенге, что составляет почти 40% всех бюджетных расходов.

Представьте компанию, где более трети средств уходит на операционные обязательства: зарплаты, соцпакеты и командировки. Это необходимо, чтобы поддерживать функционирование компании. Однако, если на расширение мощностей и маркетинг остается всего 15-20%, компания не сможет расти так быстро, как ее конкуренты, которые соблюдают более сбалансированный подход.

Хотя государство не является бизнесом и имеет конституционную обязанность помогать уязвимым слоям населения, баланс между социальной поддержкой и инвестициями в инфраструктуру остается критически важным. Хроническое недофинансирование второй сферы может привести к замедлению экономического роста.

В этом материале мы рассмотрим, зачем Казахстану так много выплат, как они расходуются, где система дает сбои и как сделать так, чтобы социальные деньги работали как инвестиции в будущее. Главное - понять, где заканчивается помощь и начинается иждивенчество.

Причины увеличения социальных выплат

Нарастание социальных обязательств

Сначала были внедрены пенсии и базовые пособия, затем льготы для различных ситуаций, а также местные программы. В настоящее время на уровне регионов существует 117 различных программ. Президент охарактеризовал это как разрозненный подход. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты работает над стандартизацией этих программ, чтобы устранить дублирование и оставить только необходимые меры.

Переход к нуждаемости

Ранее выплаты предоставлялись по статусу, но теперь планируется перейти к оценке реального дохода и условий жизни семьи. Для этого создается единая цифровая система, которая будет классифицировать семьи по уровням благосостояния. Цель - помогать тем, кто действительно нуждается, а не раздавать всем понемногу.

Стимул к немедленной помощи

Социальные выплаты сразу видны семьям, тогда как новые дороги или школы окупаются в течение длительного времени. Поэтому в любой стране существует соблазн увеличивать пособия быстрее, чем финансировать инфраструктурные проекты. Это не уникальная проблема Казахстана, а общемировая практика.

Бюджетные затраты на социальные выплаты

По данным Министерства финансов, в 2026 году около 40% расходов будет направлено на социальную сферу. В пересчете на валовой внутренний продукт (ВВП) социальные обязательства составляют почти 2,5% от ВВП. Это означает, что социальные обязательства являются наибольшими внутри бюджета.

Фото ©️ Турар Казангапов

Важно понимать, что социальные выплаты - это не только про "раздать сегодня". Если они правильно организованы, они могут выполнять следующие функции:

  • Подушка безопасности. В кризис люди не остаются без денег, что помогает бизнесу выживать.
  • Инвестиции в людей. Выплаты на детей, реабилитация инвалидов и программы переобучения повышают шансы семей на стабильный доход.
  • Экономия на будущем. Снижение уровня хронической бедности сегодня ведет к меньшим затратам на социальную поддержку в будущем.

Ключевое слово - "настройка". Если правила неэффективны, выплаты идут тем, кто в них не нуждается. В таком случае бюджетные средства лишь латируют дыры, но не способствуют развитию.

Проблемы системы господдержки в Казахстане

Нечеткая адресность

Когда меры назначаются по статусу, часть средств уходит тем, кто мог бы обойтись без помощи. Переход на критерии нуждаемости должен уменьшить расходы, однако он требует прозрачных правил и понятной процедуры обжалования для граждан.

Дублирование программ

Множество региональных мер поддержки создают неэффективность: разные критерии и бюрократия, что замедляет процесс назначения помощи. Единый стандарт должен устранить дублирование, что приведет к экономии средств.

Стимулы для труда

Основной риск - "ловушка бедности": если человек теряет льготы при выходе на работу, ему выгоднее оставаться получателем пособия. Решение - плавное снижение выплат при увеличении дохода, чтобы работа всегда была выгоднее.

Адресная социальная помощь (АСП)

АСП - это денежная выплата для семей с низкими доходами. Размер помощи не фиксирован и рассчитывается по формуле: региональная черта бедности минус фактический среднедушевой доход семьи. Если результат положительный, семья получает АСП, если нет - не получает. Поэтому у каждой семьи своя сумма, и средней выплаты АСП не существует.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Цель такой конструкции:

  • она учитывает реальную стоимость жизни в конкретном регионе;
  • позволяет быстрее закрывать финансовые дыры, которые толкают семьи в бедность.

Чтобы АСП работала эффективно, необходимы:

  • ясные правила учета доходов;
  • реальная проверка нуждаемости без унижений и лишней бюрократии;
  • прозрачная процедура обжалования для исправления ошибок.

Социальные выплаты: способствование или препятствие развитию?

Социальные расходы способствуют росту, когда:

  • поддерживают детей и семьи с низкими доходами, что является инвестицией в будущее рабочей силы;
  • финансируют реабилитацию и инклюзию людей с инвалидностью, возвращая их в экономику;
  • связаны с занятостью и переобучением, что способствует увеличению доходов получателей;
  • структурированы так, что выход на работу плавно снижает поддержку, а не обнуляет её.

В то же время социальные расходы могут препятствовать росту, если они:

  • раздаются всем по статусу, а не на основе реальных нужд;
  • дублируются различными локальными программами;
  • демотивируют труд из-за резкого прекращения выплат;
  • плохо контролируются, что приводит к утечкам и ошибкам.

Изображение сгенерировано ChatGpt.com

Изменения в государственной политике и недостающие элементы

Что уже сделано государством:

  • внедрение единого социального стандарта по всей стране вместо множества региональных мер;
  • переход к принципу нуждаемости - помощь тем, у кого действительно низкий доход и сложные условия жизни; оценка будет производиться с помощью единой цифровой системы;
  • сохранение базовых гарантий: пенсии, пособия по инвалидности и потере кормильца, ключевые семейные выплаты.

Однако для эффективной "соцподдержки как инвестиций" критически не хватает:

  • прозрачной методологии и процесса обжалования. Алгоритмы могут ошибаться, и граждане должны иметь возможность оспаривать решения;
  • плавного "выхода" из пособий. Необходимы четкие схемы уменьшения выплат при росте дохода, чтобы работа всегда была выгоднее помощи;
  • строгих приоритетов. Необходимо уменьшить статусные льготы и дубли, а высвобожденные средства направить на помощь детям, поддержку инвалидов, реабилитацию и занятость;
  • показателей эффективности с публичной отчетностью. Важно учитывать не только объем средств, но и количество семей, вышедших из бедности и увеличивших свои доходы;
  • связи с развитием регионов. Социальные выплаты должны сочетаться с локальными программами занятости и переобучения, ориентированными на реальные потребности.

Мировой опыт в социальной поддержке

Скандинавские страны

Высокая адресность и щедрые, но строгие правила, акцент на занятости и переобучении. Важный аспект - это сервисы и поддержка, а не только денежные выплаты.

Латинская Америка

Условные денежные переводы для бедных семей с акцентом на образование и здравоохранение детей. Главное - простота правил и четкая связь с человеческим капиталом.

Англосаксонская модель

Доплаты к низким зарплатам через налоговую систему — своего рода премия за труд. Это помогает сгладить прекращение льгот и мотивирует официальную занятость.

Для Казахстана наиболее перспективным представляется сочетание: точная адресность и бонус за труд для получателей низких зарплат, а также краткосрочные программы переобучения под конкретные вакансии.

Заключение

Социальная поддержка не является утопией или проеданием бюджета. Утопией она становится, когда распыляется, демотивирует труд и имеет низкий процент адресности.

Казахстан уже начал переходить к системе, ориентированной на нуждаемость и единому стандарту. Следующий шаг - довести адресность до прозрачных правил, установить стимулы к занятости и публично отслеживать результаты: не только "сколько выдали", но и сколько людей вышло из бедности и начали стабильно зарабатывать. Таким образом, каждый социальный тенге станет инвестициями в людей и экономический рост.

Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана также тестирует скоринговую модель для определения мер социальной поддержки, которая позволит оценивать благосостояние казахстанских семей и определять, какая помощь им положена.

Кроме того, Минтруд предлагает внести изменения в Социальный кодекс, согласно которым казахстанцы без прописки могут лишиться пенсий и пособий. Эти поправки касаются также людей, проживающих в домах престарелых или находящихся в местах лишения свободы.

“Нет прописки - нет пенсий“ - пояснила министр труда, комментируя нововведение.

Похожее