- сентябрь 11, 2025

Президент Казахстана подверг критике устаревший подход к социальным выплатам, включая введение специальных статусов, таких как "неполная семья", что связано с увеличением числа разводов.
"Мы сами поощряем лень и иждивенчество. А зачем работать, когда можно получать выплаты, в том числе адресную социальную помощь, чуть ли не на каждого члена семьи?" - отметил Касым-Жомарт Токаев.
Искусственно завышенные социальные льготы отвлекают значительные средства от реального развития, таких как строительство школ, больниц и транспортной инфраструктуры.
Согласно проекту республиканского бюджета на 2026 год, расходы составят 27,7 триллиона тенге, из которых на социальные нужды будет выделено около 10,7 триллиона тенге, что составляет почти 40% всех бюджетных расходов.
Представьте компанию, где более трети средств уходит на операционные обязательства: зарплаты, соцпакеты и командировки. Это необходимо, чтобы поддерживать функционирование компании. Однако, если на расширение мощностей и маркетинг остается всего 15-20%, компания не сможет расти так быстро, как ее конкуренты, которые соблюдают более сбалансированный подход.
Хотя государство не является бизнесом и имеет конституционную обязанность помогать уязвимым слоям населения, баланс между социальной поддержкой и инвестициями в инфраструктуру остается критически важным. Хроническое недофинансирование второй сферы может привести к замедлению экономического роста.
В этом материале мы рассмотрим, зачем Казахстану так много выплат, как они расходуются, где система дает сбои и как сделать так, чтобы социальные деньги работали как инвестиции в будущее. Главное - понять, где заканчивается помощь и начинается иждивенчество.
Нарастание социальных обязательств
Сначала были внедрены пенсии и базовые пособия, затем льготы для различных ситуаций, а также местные программы. В настоящее время на уровне регионов существует 117 различных программ. Президент охарактеризовал это как разрозненный подход. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты работает над стандартизацией этих программ, чтобы устранить дублирование и оставить только необходимые меры.
Переход к нуждаемости
Ранее выплаты предоставлялись по статусу, но теперь планируется перейти к оценке реального дохода и условий жизни семьи. Для этого создается единая цифровая система, которая будет классифицировать семьи по уровням благосостояния. Цель - помогать тем, кто действительно нуждается, а не раздавать всем понемногу.
Стимул к немедленной помощи
Социальные выплаты сразу видны семьям, тогда как новые дороги или школы окупаются в течение длительного времени. Поэтому в любой стране существует соблазн увеличивать пособия быстрее, чем финансировать инфраструктурные проекты. Это не уникальная проблема Казахстана, а общемировая практика.
По данным Министерства финансов, в 2026 году около 40% расходов будет направлено на социальную сферу. В пересчете на валовой внутренний продукт (ВВП) социальные обязательства составляют почти 2,5% от ВВП. Это означает, что социальные обязательства являются наибольшими внутри бюджета.
Фото ©️ Турар Казангапов
Важно понимать, что социальные выплаты - это не только про "раздать сегодня". Если они правильно организованы, они могут выполнять следующие функции:
Ключевое слово - "настройка". Если правила неэффективны, выплаты идут тем, кто в них не нуждается. В таком случае бюджетные средства лишь латируют дыры, но не способствуют развитию.
Нечеткая адресность
Когда меры назначаются по статусу, часть средств уходит тем, кто мог бы обойтись без помощи. Переход на критерии нуждаемости должен уменьшить расходы, однако он требует прозрачных правил и понятной процедуры обжалования для граждан.
Дублирование программ
Множество региональных мер поддержки создают неэффективность: разные критерии и бюрократия, что замедляет процесс назначения помощи. Единый стандарт должен устранить дублирование, что приведет к экономии средств.
Стимулы для труда
Основной риск - "ловушка бедности": если человек теряет льготы при выходе на работу, ему выгоднее оставаться получателем пособия. Решение - плавное снижение выплат при увеличении дохода, чтобы работа всегда была выгоднее.
АСП - это денежная выплата для семей с низкими доходами. Размер помощи не фиксирован и рассчитывается по формуле: региональная черта бедности минус фактический среднедушевой доход семьи. Если результат положительный, семья получает АСП, если нет - не получает. Поэтому у каждой семьи своя сумма, и средней выплаты АСП не существует.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney
Цель такой конструкции:
Чтобы АСП работала эффективно, необходимы:
Социальные расходы способствуют росту, когда:
В то же время социальные расходы могут препятствовать росту, если они:
Изображение сгенерировано ChatGpt.com
Что уже сделано государством:
Однако для эффективной "соцподдержки как инвестиций" критически не хватает:
Скандинавские страны
Высокая адресность и щедрые, но строгие правила, акцент на занятости и переобучении. Важный аспект - это сервисы и поддержка, а не только денежные выплаты.
Латинская Америка
Условные денежные переводы для бедных семей с акцентом на образование и здравоохранение детей. Главное - простота правил и четкая связь с человеческим капиталом.
Англосаксонская модель
Доплаты к низким зарплатам через налоговую систему — своего рода премия за труд. Это помогает сгладить прекращение льгот и мотивирует официальную занятость.
Для Казахстана наиболее перспективным представляется сочетание: точная адресность и бонус за труд для получателей низких зарплат, а также краткосрочные программы переобучения под конкретные вакансии.
Социальная поддержка не является утопией или проеданием бюджета. Утопией она становится, когда распыляется, демотивирует труд и имеет низкий процент адресности.
Казахстан уже начал переходить к системе, ориентированной на нуждаемость и единому стандарту. Следующий шаг - довести адресность до прозрачных правил, установить стимулы к занятости и публично отслеживать результаты: не только "сколько выдали", но и сколько людей вышло из бедности и начали стабильно зарабатывать. Таким образом, каждый социальный тенге станет инвестициями в людей и экономический рост.
Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана также тестирует скоринговую модель для определения мер социальной поддержки, которая позволит оценивать благосостояние казахстанских семей и определять, какая помощь им положена.
Кроме того, Минтруд предлагает внести изменения в Социальный кодекс, согласно которым казахстанцы без прописки могут лишиться пенсий и пособий. Эти поправки касаются также людей, проживающих в домах престарелых или находящихся в местах лишения свободы.
“Нет прописки - нет пенсий“ - пояснила министр труда, комментируя нововведение.