- сентябрь 03, 2025
В современном бизнесе большинство компаний используют сервисы банк-клиент для оплаты товаров и услуг. При этом создается электронное платежное поручение, которое содержит электронный штамп банка. Встает вопрос: нужно ли распечатывать такие документы и подписывать их вручную руководителем? Является ли электронный документ первичным для учета?
Для ответа на этот вопрос обратимся к законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона №370 от 07.01.2003 г. «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) уполномоченного лица, имеет такую же юридическую силу, как и подписанный на бумажном носителе.
Пункт 2 статьи 12 того же закона уточняет, что в негосударственных системах электронного документооборота ЭЦП используется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 152 Гражданского кодекса РК, к сделкам, совершенным в письменной форме, приравнивается обмен:
Согласно подпункту 2 статьи 1 Закона РК №234 от 28.02.2007 г. «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», первичным учетным документом считается документальное свидетельство факта совершения операции или события, а также права на ее совершение, как на бумажном, так и на электронном носителе.
Таким образом, выписки или платежные поручения из системы Интернет-банкинга, заверенные ЭЦП, равнозначны документам на бумажном носителе. ЭЦП имеет такую же силу, как и собственноручная подпись, и влечет аналогичные юридические последствия. Поэтому распечатывать платежные поручения из интернет-банкинга и подписывать их вручную не требуется.