- ноябрь 29, 2025

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) является ключевым маршрутом для экспорта казахстанской нефти. Недавняя атака беспилотников на морскую инфраструктуру КТК в порту Новороссийска привела к значительным повреждениям и остановила работу выносного причала. Это событие поднимает актуальный вопрос о зависимости Казахстана от КТК и возможных альтернативах для экспорта нефти.
29 ноября в 06:06 по времени Астаны морская инфраструктура КТК подверглась атаке беспилотников, в результате чего был сильно повреждён выносной причал ВПУ-2. В данный момент его работа приостановлена до завершения ремонта.
КТК является основным маршрутом для экспорта казахстанской нефти, по которому ежегодно отправляется минимум 60 миллионов тонн нефти. В 2024 году Казахстан продал за границу 68,6 миллионов тонн нефти, из которых 63 миллиона были экспортированы именно через КТК.
На данный момент Казахстан сильно зависит от КТК, так как это наиболее экономически выгодный и отлаженный маршрут. Примерно 80 процентов всей казахстанской нефти, экспортируемой в Европу, проходит через КТК.
Помимо КТК, Казахстан располагает четырьмя дополнительными маршрутами для экспорта нефти:
Этот маршрут способен прокачивать до 17 миллионов тонн нефти в год, однако в настоящее время проходит около 12 миллионов тонн, смешанной с российской Urals. Эксперт отмечает, что теоретически можно увеличить объём прокачки на 6 миллионов тонн в год.
"Готовы ли западные компании качать нефть по трубе Транснефти – вопрос риторический. Хотя нефть Кашагана и Карачаганака уже идёт по 'Дружбе' в Германию", – отметил эксперт.
Пропускная способность этого маршрута составляет до 20 миллионов тонн в год, но фактически Казахстан перекачивает не более 1,5 миллиона тонн.
"Данная труба имеет 'узкое горлышко' по направлению Атырау – Кенкияк – Кумколь. Исторически мы направляли нефть на запад, но в связи с истощением нефтедобычи в Кызылординской области был проведён обратный реверс трубы для обеспечения поставок нефти на НПЗ и частично в Китай", – объяснил эксперт.
Потенциальная пропускная способность этого маршрута составляет до 5 миллионов тонн в год, с основными направлениями: Актау – Баку и Актау – Махачкала.
"По маршруту Актау — Махачкала сейчас больше нефти доставляется танкерами, с последующей транспортировкой по трубопроводу до Новороссийска. Возможны своповые операции с Ираном", – отметил эксперт.
По железной дороге до Баку можно отправлять до 5 миллионов тонн в год, используя маршрут Актау — Баку — Батуми. Также имеется трубопровод Баку – Супса, который в настоящее время не используется.
"В общей сложности гипотетически можно перенаправить до 20 миллионов тонн в год по дополнительным маршрутам против 60 миллионов тонн в год по КТК", – резюмировал эксперт.
КТК остаётся самым выгодным маршрутом для экспорта нефти, с стоимостью перевозки около 38 долларов за тонну. Нефть по этому маршруту продаётся под маркой CPC Blend.
"Со-акционерами являются американские и европейские компании, которые сделали ставку на расширение трубы. Главное – грузоотправители выбирают оптимальный маршрут. Альтернативные маршруты обходятся дороже КТК", – пояснил эксперт.
По словам эксперта, полноценной альтернативы КТК для Казахстана сейчас нет:
"По КТК мы уже прокачиваем 60 миллионов тонн в год. Нет альтернативы КТК. Максимум мы сможем прокачать лишь до 20 миллионов тонн дополнительно в обход КТК".
В среднесрочной перспективе альтернативных маршрутов не предвидится, будут лишь дополнительные.
В настоящее время рассматривается возможность использования до 20 миллионов тонн нефти через маршрут Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). В частности, планируется строительство новой трубы из Атырау до Курык в Мангистау.
"Далее есть два варианта: проложить трубу до Баку или создать мощный перевалочный порт для танкеров. Существует также основная проблема – Каспийское море мелеет и необходимо проводить дноуглубительные работы", – объяснил он.
Эксперт также отметил, что для расширения участка Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство новых насосных станций. В 2022 году обсуждались такие планы, но они остались на уровне обсуждений.
Существует ограничение на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн. Баку готов увеличить приём, но требует долгосрочный контракт по схеме "отгрузил или заплатил".
"Сейчас прокачка нефти из Атырау до Босфора обходится до 120 долларов за тонну против 38 долларов у КТК", – подчеркнул эксперт.
Переход на альтернативные маршруты может повлечь дополнительные экономические риски и затраты:
29 ноября на терминал КТК была совершена новая атака, в результате которой получили повреждения выносное причальное устройство. После этого в Министерстве энергетики Казахстана сообщили о перенаправлении нефти на альтернативные маршруты.
Также 25 ноября в результате атаки беспилотников пострадал административный корпус Морского терминала КТК. Ранее беспилотники атаковали нефтеперевалочный комплекс "Шесхарис" в Новороссийске, что также затронуло транспортировку казахстанской нефти. В Министерстве энергетики Казахстана заверили, что приём и транспортировка нефти продолжаются в штатном режиме.