Казахстан: несоответствие квалификаций ведет к кадровому кризису и снижению качества услуг в разных сферах

Казахстанцы часто работают не по специальности из-за экономических, психологических и технических причин. Система образования не успевает адаптироваться к требованиям рынка труда, что приводит к дефициту кадров в некоторых отраслях. Нужны новые профессии и адаптация учебных программ.


4 просмотры

Корреспондент исследовал, почему многие казахстанцы не работают по специальности, несмотря на наличие дипломов, и какие странности наблюдаются на рынке труда. В статье рассматриваются личные истории людей, которые оказались вдали от своих профессиональных направлений, а также мнения экспертов о причинах этого явления.

Почему казахстанцы выбирают другую профессию?

Финансовые обстоятельства

Расул из Тараза, имея диплом учителя изобразительного искусства, не смог найти работу по специальности. Он начал работать электромонтажником на месторождении в западном Казахстане, так как заработная плата учителя в начале 2000-х не позволяла содержать семью. "Мой диплом не прокормил бы семью", — говорит он. После того как он женился и у него родился ребенок, на деньги учителя рассчитывать было невозможно, и он выбрал более доходную работу.

Многие выпускники педагогических вузов сталкиваются с аналогичными трудностями и оказываются в других сферах.

Социальные и психологические факторы

Асель, одна из героинь статьи, рассказала о давлении со стороны родителей, которые требовали диплом. После того как она не поступила в медицинский институт, Асель выбрала филологию, хотя не имела четкого понимания о своей будущей карьере. В итоге она стала дизайнером, а диплом больше нужен был родителям, чем ей.

"Диплом о высшем образовании лежит в шкафу. Он больше нужен был родителям, чем мне", — подводит итог Асель.

Выбор профессии в юном возрасте

Психолог Юлия Белянина отмечает, что способность принимать взвешенные решения формируется до 25 лет, а выбор профессии часто происходит в 16-17 лет. Это значит, что подростки выбирают специальности, не осознавая всех последствий. Родительское давление также играет свою роль: "Родительские сценарии работают громче любых желаний", — добавляет Белянина.

Проблемы системы образования

Евгения из Алматы делится своим опытом, когда не смогла поступить на желаемую специальность из-за недостатка баллов по ЕНТ и была вынуждена выбрать менее интересную профессию. По словам вице-министра труда и социальной защиты населения, более 30% выпускников работают не по специальности. Это связано с тем, что выпускники часто не имеют необходимых баллов для гранта на желаемую специальность.

Разочарование и выгорание

Лана, окончившая факультет информационных технологий, поняла, что программирование не для нее и переключилась на маркетинг. Анель, после успешной карьеры дизайнера, решила стать воспитательницей в детском саду, так как устала от стресса в рекламной сфере. "Это такое счастье! Никаких нервных клиентов и дедлайнов", — делится она.

Современные тренды и вызовы

В последние годы на выбор профессии влияет не только личное желание, но и общественное давление. Профориентолог Дарья Бублик отмечает, что существует иллюзия легкого успеха, и многие выбирают профессии, основываясь на модных трендах, а не на своих способностях. Это создает разрыв между потребностями рынка и квалификацией выпускников.

Недостаток кадров в Казахстане

По словам экспертов, на рынке труда наблюдаются парадоксы: много вакансий и кандидатов, но мало совпадений. Рената Нуреева, руководитель рекрутинговой компании, указывает на нехватку специалистов в новых профессиях, связанных с искусственным интеллектом и продакт-менеджментом. В то же время, традиционные профессии, такие как инженерные специальности, остаются востребованными.

Топ-10 самых востребованных профессий в 2025 году:

  • Учителя средней школы по общественным наукам — 29 500 вакансий.
  • Средний медицинский персонал по уходу — 23 300.
  • Воспитатели в дошкольном образовании — 22 000.
  • Работники по уходу за больными — 19 200.
  • Учителя начальной школы — 17 000.
  • Няни (в детском саду) — 15 800.
  • Охранники — 15 200.
  • Учителя средней школы по естественным наукам — 15 100.
  • Водители легковых автомобилей — 14 300.
  • Учителя средней школы по математическим наукам — 13 100.

Пути решения проблемы

Адаптация образовательной системы

Вице-министр труда подчеркивает необходимость повышения качества образования и обновления учебных программ. Запланировано принятие новых профессиональных стандартов, чтобы выпускники обладали актуальными навыками.

Профориентация и смена профессии

Для снижения риска ошибочного выбора важно правильно организовать профориентацию в школах. Психолог Юлия Белянина считает, что смена профессии — это нормальное явление, так как интересы и личность меняются со временем. Важно уметь адаптироваться и обучаться новому.

Таким образом, работа не по специальности может быть не только проблемой, но и признаком изменений на рынке труда и в обществе, где ценятся гибкость и желание учиться.

Похожее