- октябрь 26, 2025

Корреспондент исследовал, почему многие казахстанцы не работают по специальности, несмотря на наличие дипломов, и какие странности наблюдаются на рынке труда. В статье рассматриваются личные истории людей, которые оказались вдали от своих профессиональных направлений, а также мнения экспертов о причинах этого явления.
Расул из Тараза, имея диплом учителя изобразительного искусства, не смог найти работу по специальности. Он начал работать электромонтажником на месторождении в западном Казахстане, так как заработная плата учителя в начале 2000-х не позволяла содержать семью. "Мой диплом не прокормил бы семью", — говорит он. После того как он женился и у него родился ребенок, на деньги учителя рассчитывать было невозможно, и он выбрал более доходную работу.
Асель, одна из героинь статьи, рассказала о давлении со стороны родителей, которые требовали диплом. После того как она не поступила в медицинский институт, Асель выбрала филологию, хотя не имела четкого понимания о своей будущей карьере. В итоге она стала дизайнером, а диплом больше нужен был родителям, чем ей.
"Диплом о высшем образовании лежит в шкафу. Он больше нужен был родителям, чем мне", — подводит итог Асель.
Психолог Юлия Белянина отмечает, что способность принимать взвешенные решения формируется до 25 лет, а выбор профессии часто происходит в 16-17 лет. Это значит, что подростки выбирают специальности, не осознавая всех последствий. Родительское давление также играет свою роль: "Родительские сценарии работают громче любых желаний", — добавляет Белянина.
Евгения из Алматы делится своим опытом, когда не смогла поступить на желаемую специальность из-за недостатка баллов по ЕНТ и была вынуждена выбрать менее интересную профессию. По словам вице-министра труда и социальной защиты населения, более 30% выпускников работают не по специальности. Это связано с тем, что выпускники часто не имеют необходимых баллов для гранта на желаемую специальность.
Лана, окончившая факультет информационных технологий, поняла, что программирование не для нее и переключилась на маркетинг. Анель, после успешной карьеры дизайнера, решила стать воспитательницей в детском саду, так как устала от стресса в рекламной сфере. "Это такое счастье! Никаких нервных клиентов и дедлайнов", — делится она.
В последние годы на выбор профессии влияет не только личное желание, но и общественное давление. Профориентолог Дарья Бублик отмечает, что существует иллюзия легкого успеха, и многие выбирают профессии, основываясь на модных трендах, а не на своих способностях. Это создает разрыв между потребностями рынка и квалификацией выпускников.
По словам экспертов, на рынке труда наблюдаются парадоксы: много вакансий и кандидатов, но мало совпадений. Рената Нуреева, руководитель рекрутинговой компании, указывает на нехватку специалистов в новых профессиях, связанных с искусственным интеллектом и продакт-менеджментом. В то же время, традиционные профессии, такие как инженерные специальности, остаются востребованными.
Вице-министр труда подчеркивает необходимость повышения качества образования и обновления учебных программ. Запланировано принятие новых профессиональных стандартов, чтобы выпускники обладали актуальными навыками.
Для снижения риска ошибочного выбора важно правильно организовать профориентацию в школах. Психолог Юлия Белянина считает, что смена профессии — это нормальное явление, так как интересы и личность меняются со временем. Важно уметь адаптироваться и обучаться новому.
Таким образом, работа не по специальности может быть не только проблемой, но и признаком изменений на рынке труда и в обществе, где ценятся гибкость и желание учиться.