- ноябрь 01, 2025

В Астане завершается проект легкорельсового транспорта (LRT), запуск которого запланирован на следующий год. Однако в проекте бюджета на 2026 год предусмотрено выделение значительной суммы — 66 миллиардов тенге. Интересно, зачем снова выделяются миллиарды на этот проект и как будут использованы эти средства.
В республиканском бюджете на 2026 год отмечена статья расходов на проект LRT. Согласно документам, Министерству транспорта выделяется 66 миллиардов тенге для финансирования участка линии от аэропорта до нового железнодорожного вокзала.
Визуально это выглядит следующим образом:
Проект республиканского бюджета на 2026 год
Аким столицы Женис Касымбек ранее заверил, что LRT будет запущен и станет доступным для горожан в 2026 году.
В акимате Астаны подтвердили, что сумма в 66 миллиардов тенге действительно предусмотрена в бюджете на 2026 год. Однако эти средства не пойдут на новые работы или закупки. Выделенные деньги предназначены для оплаты НДС по проекту LRT. В официальном ответе указано:
"В проекте бюджета 2026 года предусмотрено 66 миллиардов тенге из республиканского бюджета на оплату НДС по проекту LRT. Эти средства будут сразу же выплачены обратно в республиканский бюджет в виде налога на добавленную стоимость по проекту LRT".
Таким образом, деньги выделяются из республиканского бюджета, чтобы затем вернуться обратно в виде налога, что создает своего рода круговорот бюджетных средств. Это также подтверждается в акимате:
"Таким образом, республиканские средства сразу же будут возвращены в бюджет республики в виде налогов".
Для сравнения: 66 миллиардов тенге — это эквивалент стоимости строительства около восьми современных школ в Астане, учитывая, что одна школа стоит около 8 миллиардов тенге.
Строительство LRT в Астане продолжается уже почти 20 лет. Компания Astana LRT, принадлежащая акимату и являющаяся заказчиком проекта, была создана в 2008 году. В 2011 году была заложена первая капсула, однако проект вскоре приостановился из-за финансовых трудностей.
В 2014 году строительство было возобновлено с участием китайских партнеров, а Казахстан получил кредит в 1,6 миллиарда долларов от Банка развития Китая. Позже выяснилось, что около 257 миллионов долларов из этих средств пропали через ликвидированный Банк Астаны.
В начале 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев критиковал проект, заявив, что он стал серьезной проблемой, наносящей ущерб репутации страны.
История о том, как пять акимов пытались решить вопрос с LRT, до сих пор остается актуальной.