- сентябрь 03, 2025

Недавно стало известно, что аппарат акима Восточно-Казахстанской области арендует вертолёты у своего же подведомства и за шесть лет на эти цели потратил более миллиарда тенге. Однако, кроме расходов, акимат также получает доход от аренды своего авиатранспорта другим государственным органам.
В Восточно-Казахстанской области существует "Авиационное подразделение", которое управляет четырьмя вертолётами. Эти вертолёты используются не только для служебных поездок, но и сдаются в аренду для различных нужд, таких как мониторинг лесных пожаров и обучение студентов-пилотов. Например, в этом году был подписан контракт с Академией гражданской авиации на аренду двух вертолётов на сумму 759,3 миллиона тенге, из которых 168,7 миллиона будет выплачено в этом году.
Кроме этого, вертолёты также арендуются другими организациями, такими как Казахская база авиационной охраны лесов, которая заключила контракт на 302,4 миллиона тенге для охраны лесов и тушения пожаров. Другие акиматы региона, такие как Абай, также обращаются за услугами акимата ВКО, заключая контракты на аренду вертолётов.
За последний год Авиационное подразделение заключило 11 контрактов на общую сумму более 1,1 миллиарда тенге. Однако стоит отметить, что многие из этих контрактов заключались между различными ведомствами одного и того же акимата, что означает, что деньги просто перераспределялись внутри областного бюджета. Если убрать такие контракты, то реальный доход от аренды вертолётов составит около 928,6 миллиона тенге.
С 2021 года Авиационное подразделение заключило множество контрактов на аренду вертолётов, общая сумма которых превышает 6,4 миллиарда тенге. Из этой суммы примерно 1,7 миллиарда пришлись на контракты с другими подведомствами акимата, что подтверждает, что деньги остаются внутри бюджета. Таким образом, реальный доход от аренды вертолётов составляет около 4,5 миллиарда тенге.
Эти средства поступают в областной бюджет, и хотя формально они "заработаны" Авиационным подразделением, фактически они не остаются у него, а идут на различные нужды региона. Есть предположение, что часть этих доходов может быть использована для ремонта, зарплат и обновления техники.
Несмотря на то что акимат ВКО зарабатывает на аренде вертолётов, существует проблема отсутствия конкуренции в этой сфере. Как отметил бывший глава области, в регионе нет других авиакомпаний, способных выполнять аналогичные работы. Это приводит к тому, что многие контракты заключаются без полноценного конкурса, что вызывает вопросы о прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, ситуация с арендой вертолётов в Восточно-Казахстанской области представляет собой интересный круговорот бюджетных денег, где средства не только тратятся, но и возвращаются обратно в бюджет, что поднимает вопросы о целесообразности таких расходов и возможностях оптимизации.